Личные блоги → О прямой и чистой фотографии.
Прежде чем начать очередную конвульсию холивара, как люди разумные и зрелые договоримся о терминах.
Самый неоднозначный из них - собственно "фотография". Попытаемся сузить поле значений этого термина до приемлемого для того, чтобы мы друг друга хоть как то понимали. Естественно, речь пойдёт о фотографии художественной - то есть отбрасываем сразу все фоточки на память, все технические и регистрационные изображения. В таком случае, несомненно, все что нас интересует относится к изобразительному искусству. Будем считать для упрощения, что все знают, что это такое. Изобразительное искусство, как нетрудно догадаться, оперирует изображениями. Цель его - установить коммуникацию автора и зрителя визуальными, семантическими и ассоциативными средствами. Визуальные средства - композиция - линии, пятна, цвет, тональность, ритм, фактура, пропорции элементов, динамика и статика. Семантические средства - это тексты, узнаваемые значащие элементы, прочитываемые ситуации, как пример - мимика персонажей. Ассоциативность - это незнаковая узнаваемость, совпадение, похожесть. Вот кратко и огрублённо инструментарий изобразительного искусства.
Когда мы говорим о "чистой" фотографии, мы выделяем её из общего дискурса изобразительного искусства по неким, только фотографии свойственным признакам и возможностям. Каковы эти свойства, и какие из них мы примем как существенные?
Гипотеза №1. Фотография это то, что снято фотоаппаратом. Иначе говоря, фотоизображение получается при помощи некоего технического посредника. Свет оставляет следы на носителе - на матрице, плёнке, пластине, свежем асфальте. Важно что человек и его субъективность в этом процессе выводятся за скобки. Картинка - объективна, достоверна, документальна. Но так ли это уникально для изобразительного искусства? Нет, не уникально. Объективация встречается и в более радикальных формах - это и редимейды (см. Дюшам) и разного рода хэппененги и фотореализм в живописи. Мало того, сами фотографы стремятся к разрушению этой объективации - вырабатывая свой персональный почерк и своё персональное видение.
Гипотеза №2. Фотография это то, что делают фотографы при помощи фотоаппаратов. Казалось бы несомненно, так оно и есть, но - напомню, наша задача - выделить фотографию из общего потока изобразительного искусства по принципу уникального свойства. Где и как встречаются субъективная заинтересованность автора и объективность технической фиксации? Каким образом свет, проходя через линзу и фиксируясь сенсором приобретает субъективность авторского взгляда? Почему часто можно узнать кем была сделана фотография, не читая подпись? Почему авторский почерк сохраняется когда автор меняет технику и технологию?
Гипотеза №3. Фотография это то, что получается при фотографировании. По всей видимости уникальность фотографии состоит именно в самом процессе фотографирования - когда автор принимает фотографический образ мышления - когда он мыслит увиденным, осознанно выбирает нужное ему из общего потока окружающей действительности. Разглядывая мир через сложенную из пальцев рамку - мы фотографируем. Такая ситуация - уникальна для изобразительного, не имеет аналогов - (конечно если речь идёт о статичном изображении, отношения фотографии и кино оставим за рамками беседы), сохраняет ранее открытые свойства - техническую объективацию и авторскую субъективность.
Теперь, если принять третью гипотезу, то что можно назвать "чистой" фотографией? Чистая - здесь - означает абсолютизированная, выделенная из широкого контекста искусства, рафинированная. Очень просто - чистая фотография получена путём наблюдения, она не срежиссирована и не фальсифицирована. Разумеется, рафинированная чистая фотография - это теория, абстракция, максима, императив. Но именно с точки зрения этого императива и выносятся суждения сторонников чистой фотографии о допустимости ретуши и постановки.
Взято с http://www.photo-wave.ru/blog/view/id.52.html |